+7(3952) 500-000
17/10 Вторник
19:22 MSK+5 (UTC+8)
Бронирование
Получите гарантированное
размещение прямо сейчас!

Корпоративный туризм (Богатей)

15
Дек
2010
Граду и озеру

Главной позитивной новостью прошедшего регионального туристического сезона стало возвращение интереса к отдыху на Байкале крупных компаний. Эксперты в один голос отмечают подъем сегмента делового и корпоративного туризма на докризисный уровень. Главную скрипку по-прежнему играли Байкальский экономический форум и экспедиция «Миры на Байкале», но свой уверенный голос подали и другие инструменты. В текущем году на Байкале проводили свои мини-форумы компания «Балтика», дочерние предприятия Газпрома, GM-AvtoVAZ, международный дилер авторынка «Атлант-М», многочисленные нефтяные, медицинские и IT-компании. И это только часть «айсберга»: туроператоры уверяют, что не обо всех программах могут говорить публично.


Туризм для отдыха и дела
MICE – туризм для отдыха и дела. Об увеличении количества заказов говорят все региональные туроператоры, работающие в сегменте делового туризма. Сегодня в регионе всего 5 компаний профессионально занимаются организацией корпоративного отдыха на Байкале: «Байкальская Виза», «Байкальские приключения», «Гранд Байкал», «Истлэнд» и Green Express. Причем «Гранд Байкал», «Истлэнд» и «Байкальская Виза» чаще всего фигурируют как места размещения. Green Express и «Байкальские приключения» – как туроператоры, то есть организаторы корпоративных туров. К первым обращаются, в основном, за проведением конференций и конгрессным обслуживанием – за работой, ко вторым – за интересной, разнообразной программой отдыха, совмещенного с работой.
Так же, в зависимости от того, чего хочется больше – отдыха или работы, – компании выбирают для проведения мероприятий и деловых встреч либо город, либо озеро.

Новые командировочные. Ничего лишнего
Деловым туризмом считаются не только тимбилдинги, совещания и конгрессы, поощрительные поездки, но и командировки. «90 процентов наших гостей приезжают в Иркутск по делам, – рассказывает управляющий International hotel Sayen Сергей Ежов, – 80 процентов из них приезжают сюда работать регулярно».
Тем не менее эксперты, занимающиеся обслуживанием деловых поездок, говорят о малой емкости местного рынка и даже о спаде потока. «В 2007 году мы провели исследование этого сектора, – говорит директор Сибирского института планирования и развития туризма Олег Данилин, – тогда деловые поездки составляли 40 процентов от всего турпотока, после кризиса, я думаю, Иркутск может рассчитывать на 16–25 процентов от потока».

Эту тенденцию иллюстрирует Олеся Хомколова, директор ООО «Гурман» (управляющая компания ресторана «Узбекистон», входит в ассоциацию «Байкальская Виза»), на примере статистики ассоциации: «Если раньше бронирование гостиниц и ресторанов осуществлялось с понедельника по пятницу, то сейчас – со вторника по четверг».

Основной причиной такого положения называется малое развитие инфраструктуры и низкая деловая активность в регионе. «Развитие инфраструктуры не позволяет проводить большие деловые совещания где-нибудь на Байкале – разве что в Листвянке или Байкальске есть необходимая инфраструктура», – утверждает Олег Данилин. По его мнению, сегодняшнее развитие инфраструктуры является одним из сдерживающих факторов роста сегмента MICE. Он напоминает, как появление в 1996 году БайкалБизнесЦентра привлекло значительное внимание к Иркутску до начала «нулевых», пока он был единственным региональным офисным и гостиничным центром высокого уровня. Сейчас, когда в соседних городах появились свои бизнес-центры, притяжение Иркутска сильно ослабело.

Для того чтобы организовать конгресс, зачастую необходимо немного: одновременное количество комфортабельных номеров одной и той же классности, просторный конференц-зал, оборудование, переводчики и референты. Сегодня Иркутск готов обслуживать мероприятия среднего уровня на 50–100 человек. Крупные конгрессы, такие как БЭФ, реквизируют практически все доступные места размещения Иркутска, Листвянки и Байкальского тракта – зная это, организаторы лимитируют список участников и многих экспертов просто не зовут. Если количество участников исчисляется десятками, то география может быть шире. Директор по продажам туроператора «Байкальские приключения» Михаил Ощепков приводит в пример базу отдыха на мысе Котельниковском (Северо-Байкальский район Бурятии), на которой, по его словам, можно проводить стратегические совещания высокого уровня, поскольку для этих целей она и строилась.

Но в удаленных базах возникает проблема инфраструктуры. Впрочем, для приезжих та же проблема возникает и в Иркутске: «Современный деловой человек привык быть всегда на связи, иметь доступ к Интернету, платить карточкой. У нас в ресторане есть Wi-Fi, но я-то знаю, какой он у нас медленный, по сравнению со столицами», – констатирует Хомколова.

Вторым фактором эксперт называет отсутствие передовых предприятий, ради которых стоит приезжать. «Наши сырьевые компании, – подчеркивает Данилин, – являются филиалами российских корпораций, центр активности которых не в Иркутске. Интерес к нашему региону есть только у тех компаний, которые выходят на местный рынок».

Для развития этого сегмента необходимы свежие бизнес-идеи, экономический рост региона, стимуляция предпринимательской активности или «переезд» управляющей компании крупного собственника бизнеса, подобный переводу активов «Полюс-Золота» в Красноярский край. Свою роль в развитии могло бы сыграть строительство нового современного конгресс-холла или пятизвездной гостиницы (такие проекты ежегодно озвучивают в Иркутске). Хотя отношение профессионалов к таким проектам неоднозначное. Сергей Ежов, уверенный в том, что пока в регионе есть лес, нефть, уголь, газ, – Иркутск будет притягателен, считает, тем не менее, что еще один отель такого высокого уровня, как Sayen, будет стоять пустым. «Если бы мы построили отель на 50–60, 100 номеров (Sayen имеет в коммерческой продаже 24 номера. – Ред.), мы бы не показали сейчас высоких результатов. Такого потока высокоплатежных бизнес-туристов в городе нет».

Эксперты не смогли дать однозначный ответ, как отразится на сегменте MICE строительство Особой экономической зоны «Ворота Байкала», по причине того, что этот проект уже несколько раз зависал на «нулевой» стадии. И конечной концепции нового участка ОЭЗ – в Байкальске – отраслевое сообщество пока не видело.

Еще одним потокообразующим моментом – хотя и гораздо более слабым, чем для праздных путешественников, – остается уровень сервиса. Олеся Хомколова, говорит об особом отношении к деловому клиенту: «Надо понимать, что большинство командировок к нам не связаны с положительными эмоциями – это поездки по делу, прибавьте сюда недостатки нашего сервиса: медленный Интернет, задержка такси, телефон не может поймать сеть. В результате необходимо проявить максимум внимания к такому клиенту, чтобы он остался довольным, обслужить быстро и предугадать его желания и потребности».

Однако ничего сверхъестественного от уровня обслуживания, класса отелей на Байкале, как правило, такие туристы не ждут. «Обеспеченным гостям, приезжающим по делам, не нужен пафос, – вторит Сергей Ежов. – Им нужен понятный сервис за понятные деньги, поэтому в наших номерах нет ничего лишнего – только нужное».

Опрошенные эксперты сходятся во мнении: главное, что привлекает бизнес-туристов, – индивидуальный подход, комфорт и подлинное гостеприимство. В случае визитов по делу это проявляется в ненавязчивом, «незаметном», сервисе. «Когда человек приезжает работать, он ценит, когда ему искренне рады, предлагают его любимый земляничный чай, и синие тапочки лежат там, где он их оставил в прошлый раз», – говорит Сергей Ежов.

В случае корпоративного путешествия большую роль играет комплексное предложение, которое включает в себя разнообразие мест пребывания и качественное обслуживание, оригинальную сытную кухню, качественную работу гидов и аниматоров и душевную атмосферу. «Корпоративный тур тщательно готовится в течение нескольких месяцев. За три месяца до мероприятия клиент может спросить: «А где у нас будет висеть мишень для дартса?», – делится впечатлениями Михаил Ощепков.

Бедность – не порог?
Несколько иначе ситуация обстоит, когда деловые цели соседствуют с отдыхом. В этом случае центральным фактором является желание компаний посетить Байкал. С одной стороны, возможностей становится гораздо больше. Корпоранты не ожидают увидеть на Байкале «Хилтон». В этом году десять крупных бизнесменов провели несколько дней в оборудованном для них кемпинге на песчаной косе Ярки: там было только самое необходимое, и они уехали вполне довольными. С другой стороны, значительную роль начинает играть конкуренция регионов. «Сам по себе Байкал как магнит мотивирует недостаточно, – считает Олег Данилин. – Пока стоимость перелета покрывает стоимость программы, компании будут возить своих корпорантов в другие места». И добавляет, что компании должны быть очень сильно замотивированы, чтобы приехать. Снижение транспортных издержек включено в задачи программы развития туризма в Иркутской области на 2011–2016 годы, этот вопрос агентство по туризму собирается решать «проведением совещаний по вопросам введения более гибкой системы ценообразования и политики агентских продаж на авиационном и железнодорожном транспорте». Однако транспортные компании пока не испытывают большого желания снижать тарифы, заявляя, что они всего лишь покрывают издержки на доставку пассажиров и грузов.
Вверх
Deluxe Deluxe Deluxe
от 9 300 руб./сут.
Studio Studio Studio
от 10 400 руб./сут.
Family Family Family
от 17 000 руб./сут.
Deluxe Business Deluxe Business Deluxe Business
от 10 400 руб./сут.
Luxe Luxe Luxe
от 17 000 руб./сут.
Apartment Apartment Apartment
от 30 000 руб./сут.